Что такое достоверность – ДОСТОВЕРНОСТЬ — это… Что такое ДОСТОВЕРНОСТЬ?

ДОСТОВЕРНОСТЬ — это… Что такое ДОСТОВЕРНОСТЬ?

один из способов существования истины «для нас», при к-ром совпадение соответствия между познанием и объектом и знания этого соответствия на определенном этапе историч. развития выступает для обществ. субъекта как полностью установленное. В зависимости от формы познания различают непосредственную Д. и опосредствованную, полученную посредством сообщения или путем теоретич. доказательства. Марксизм учит, что в конечном счете источником всякой Д. является общественно-историч. практика. Этим он преодолевает как ограниченность эмпиризма, к-рый видит источник Д. в чувствах, так и рационализма, находящего этот источник в разуме. В истории философии нового времени столкновение этих точек зрения выявилось отчетливо начиная с 17 в. Декарт полагал, что Д. свойственна не чувствам, а лишь мышлению, отличающемуся ясностью и отчетливостью. Спиноза понимал под Д. способ, каким мы воспринимаем действительное бытие. Он так же считал Д. свойством разума, к-рый «…заключает в себе достоверность, т.е. знает, что вещи формально таковы, как они в нем самом объективно содержатся» (Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 356). Однако для того, «…чтобы я знал, что знаю, я по необходимости должен сначала знать. Отсюда ясно, что достоверность есть не что иное, как сама объективная сущность, т.е. способ, каким мы воспринимаем формальную сущность, есть сама достоверность. Отсюда в свою очередь ясно, что для достоверности истинности нет надобности ни в каком другом признаке, кроме того, чтобы иметь истинную идею; …ибо, для того чтобы знать, нет надобности знать, что я знаю. Из этого опять ясно, что никто не может знать, что такое высшая достоверность, кроме того, кто обладает адекватной идеей или объективной сущностью некоторой вещи; ибо одно и то же есть достоверность и объективная сущность» (там же, с. 330). Локк считал, что «достоверность бывает двоякая: достоверность истины и достоверность познания» («Опыт о человеч. разуме», М., 1898, с. 582). «Достоверность истины» имеем тогда, когда в предложении соответствие между представлениями и обозначающими их словами, выражается так точно, как оно существует в действительности. Это нечеткое различение истины и Д. критиковал Лейбниц, указывая что Д. познания есть не что иное, как совершенное знание истины, между тем как Д. истины и есть сама истина (см. «Новые опыты о человеч. разуме», М., 1936,с. 351). По мнению Лейбница, Д. была бы ничтожной или, вернее, ее не было бы совсем, если бы для простых идей не существовало другой основы, кроме той, к-рую дают чувства. К тому же по отношению к всеобщим и вечным истинам, т.н. рациональным истинам (напр., А не может быть А и не-А, сумма углов треугольника равна сумме двух прямых углов и т.д.), основа Д. заключена в самих идеях, независимо от чувств, ибо здесь мышление нигде не выходит вне себя, поскольку эти суждения выражают только отношения между представлениями, самим мышлением созданные. Иными словами, эти суждения в действительности покоятся на законах, являющихся основой при конструировании самих понятий. Между идеальными объектами не существует никакого реального отношения причинности, как между предметами природной действительности, а только – логич. отношение основания и следствия. В геометрии, напр., не спрашивают о существовании реальных треугольников, а только говорят: из определения треугольника вытекают такие-то и такие-то следствия. Математич. и логич. суждения, т.о., являются рациональными истинами, к-рые a priori даны в человеч. духе, и поэтому им свойственна высшая ступень Д. – аподиктичность. Согласно Канту, «что-либо достоверно, поскольку познается невозможность того, чтобы некоторое познание было ложным» (Соч., т. 2, М., 1940, с. 292). Д. является эмпирической или рациональной в зависимости от того, основывается ли она на опыте собственном или чужом, сообщенном, или на разуме. Последняя бывает или философской, или математической. Философская Д. дискурсивна, математическая – интуитивна и наз. также очевидностью, поскольку интуитивное знание считается более ясным, чем дискурсивное. «Метафизика, как и математика, одинаково способна к достоверности, необходимой для создания убеждения в истине, с той только разницей, что математическая достоверность легче и способна к большей наглядности (Anschauung)» (там же, с. 297). Эмпирич. Д. является первоначальной, когда эмпирич. субъект удостоверяется в чем-либо из собственного опыта; она является производной, или исторической, если получена посредством чужого опыта. От эмпирической рациональная Д. отличается тем, что она связана с сознанием необходимости, т.е. является аподиктической, представляя собой чистый продукт разума, тогда как первая – лишь ассерторической. Рациональная Д. усматривается a priori, так что и тогда, когда наши знания касаются предмета опыта, их Д. может быть вместе и эмпирической и рациональной, ибо мы эмпирически достоверное положение познаем из принципов a priori. В нашем знании многое достоверно лишь опосредствованно, т.е. лишь благодаря доказательству, существенными частями к-рого являются его материя и форма, или основание доказательства и вывод. Однако имеется много и такого, что недоказуемо или непосредственно достоверно, и это следует учитывать, поскольку наше знание должно исходить из непосредственно достоверных положений. Т.о., Кант в трактовке Д. исходит из трансцендентального эмпирического, т.е. в конечном счете субъективистского понимания истины. С Рейнгольда и Фихте начинается попытка преодолеть эмпирич. и рационалистич. понимание Д. путем идеалистич. диалектики. Во главе филос. системы они ставят некое изначально истинное положение, от к-рого все остальные заимствуют Д. В качестве основоположения оно должно быть достоверным до связи с остальными положениями системы, а потому необходимо является первым. Истина основоположения, от к-рого зависит все остальное, есть внутр. содержание науки; необходимое следование остальных положений есть связь, система или форма науки. Поэтому чувство Д. основоположения есть непосредственное соответствие нашего сознания с нашим первоначальным я. Критерий всякой теоретич. истины не только теоретический; чувство Д. возникает из совпадения акта способности суждения с нравственными побуждениями, моментом к-рых является вера как составной элемент всякой Д. Идеалистич. диалектика Фихте не справилась с проблемой субъекта и объекта, с проблемой истины. Поэтому Фихте в трактовке Д., чтобы избежать голого субъективизма, обращается к вере. Наиболее глубокое решение проблемы Д. в рамках идеалистич. диалектики дал Гегель. Подвергая критике априоризм, Гегель вместе с тем преодолевает односторонность рационализма и эмпиризма. Для гегелевской философии характерно, что она не признает полного существования истины в чувственности и чувственной Д., как это со времен Локка считали англ. эмпирики, для к-рых чем понятие выше поднимается над чувственной Д., тем оно больше является фикцией или ирреальным. Продолжая линию англ. эмпириков, позитивизм абсолютизирует чувственную Д., усматривая, т.о., окончательную инстанцию познания в том, с чего диалектика лишь начинает. То, что позитивизм понимает под фактами, является не чувств, данными, а их абстрактными схемами, к-рые изображаются как реальные. По Гегелю, непосредств. данность как таковая не является истинной, а дает лишь повод для поисков истины. Она как первая инстанция познания необходима для исследования прежде всего потому, что дает повод для сомнения. Непосредств. знание, не будучи опосредствованно мышлением, имеет чувств. характер, и т.к. всякое непосредств. знание обладает характером Д., то и начало и первая ступень сознания есть чувственная Д. Она кажется самой предметной, самой богатой и истинной, тогда как на деле она оставляет свои предметы такими, как они существуют, она ничего из них не исключает, как это делает мышление путем абстракции. Для чувств. Д. и воспринимающего сознания общим является чувств, объект, но для первой этот объект разлагается исключительно на единичности, а воспринимающее сознание сочетает их в единство. Т.о., согласно Гегелю, воспринимающее сознание диалектически отменяет точку зрения чувств. Д., т.е. низшая ступень отрицается в высшей, сохраняется и возвышается. «Таким образом, само чувственное еще имеется налицо, но не так, как оно должно было бы быть в непосредственной достоверности, [т.е.] в качестве подразумеваемого единичного, а в качестве всеобщего…» (Соч., т. 4, М., 1959, с. 61). На всех ступенях предметного сознания предмет и сознание различны. Поэтому здесь истина и Д. не могут совпадать. На ступени самосознания предмет и сознание вполне совпадают, а следовательно, вполне совпадают также истина и Д. Истина становится Д. самой себя. В этой идеалистич. интерпретации у Гегеля содержится правильная мысль о диалектике связи понятий Д. и истины. Марксизм считает Д. одним из способов (форм) существования истины «для нас», для обществ. субъекта наряду с такими категориями, как необходимость, возможность, вероятность. Все эти категории необходимо рассматривать в диалектич. связи с основной в гносеологич. отношении категорией истины. Метафизич. отрыв этих категорий от категории истины и превращение их в абсолютно самостоятельные может привести к неправильному выводу о том, что возможна логика, к-рая не была бы логикой истины. Возможность, вероятность, Д. и необходимость как определения значимости познания не могут быть ни чем иным, как определенностями истины. Это вытекает из того, что не может быть действительного познания без его существенного свойства – истинности. Следует, однако, определить отличие и место Д. среди этих категорий. «Возможно истинное» и «вероятно истинное» не могут быть «достоверно истинными», хотя, напр., оценка «вероятно истинного» как такового может быть «достоверно истинной» и хотя вероятность всегда заключает в себе определ. степень Д. Однако было бы неправильно, как это делает Рейхенбах, считать истину и Д. спец. случаем вероятностей (см. «The theory of probability», Berk.–Los Ang., 1949, ch. 9, § 73; а также Б. Рассел, Человеческое познание, M., 1957, с. 449). Согласно такому пониманию отношения между категорией истины и вероятности классическая логика истины есть только специальный, идеализированный случай действительной логики вероятности. Эта т. зр. есть результат замены истины как реальной гносеологич. категории вообще категорией вероятности. В этом отчасти повинно абстрактное и формально-логич. понимание истины как чего-то абсолютного. Между тем действительное соотношение гносеологич. категорий вероятности и истины устанавливается диалектич. логикой, марксистским учением об абсолютной и относительной истине. С т. зр. последнего не логика истины есть частный случай логики вероятности, а наоборот, логика вероятности есть частный случай логики истины. Под истиной понимается объект, взятый идеально в его конкретно-историч. форме, или, иначе, соответствие знания действительности. Д. содержит в себе соответствие знания об объекте с самим объектом и сознание этого соответствия в той мере, в какой истина «в себе» становится истиной «для нас» в смысле практики, к-рая является действительностью истинного мышления. «…Практика человека, – писал Ленин, – миллиарды раз повторяясь, закрепляется в сознании человека фигурами логики. Фигуры эти имеют прочность предрассудка, аксиоматический характер именно (и только) в силу этого миллиардного повторения» (Соч., т. 38, с. 209). Наряду с понятием аксиоматичности Д. выражает наивысшую степень уверенности в истинности, степень воспринимания истины обществ. субъектом. Но, поскольку истина есть процесс, а в Д. она выступает как нечто законченное, то следует иметь в виду, что истина обогащается в развитии, а Д. остается связанной с преодоленным этапом развития истины, с неполной истиной. Так, для совр. атомистич. воззрений Д., напр., дальтоновского атомизма не утратила силы, хотя истина атомной теории ушла далеко вперед. То, что достоверно для одной эпохи, может оказаться недостоверным для другой. Поэтому людей интересует не только Д. истины, но и степень истинности этой Д. Проблема Д. – это составная часть проблемы отношения обществ. субъекта к истине, проблемы превращения истины «в себе» в истину «для нас», а следовательно, проблемы разрешения постоянно возникающего противоречия между истиной «в себе» и истиной для обществ. субъекта.

Й. Элез. Москва.

Д о с т о в е р н о с т ь в л о г и к е – свойство, приобретаемое человеч. знанием в случае, когда его истинность твердо установлена. Знание, обладающее свойством Д., наз. достоверным. Основанием всякого достоверного знания и верховным критерием его Д. является обществ.-историч. практика. Д. того или иного знания (суждения или системы суждений, сведений и пр.) достигается посредством наблюдения в нормальных условиях восприятия или экспериментального исследования объектов познания и логически правильной обработки полученных таким путем опытных данных, а также посредством логич. выводов из имеющегося знания, Д. к-рого уже была установлена ранее. Достоверные суждения, т.е. суждения, истинность к-рых обоснована к.-л. способом, напр. посредством логич. доказательства, служат в познании в качестве исходного пункта (являются посылками) новых логич. выводов, приводящих к дальнейшему расширению достоверного знания и тем самым к обогащению практики. Социальное значение достоверного знания состоит в том, что оно служит основанием для науч. предвидения и руководством в практич. деятельности людей (см. Истина). Достоверное знание (напр., достоверное суждение) следует отличать от вероятного знания (напр., вероятного суждения, суждения возможности), соответствие к-рого действительности утверждается лишь как возможное или (в случае введения критериев количеств, оценки уверенности в истинности суждения) как в той или иной степени вероятное (см. Вероятностная логика, Возможности суждение). Термины «Д.», «достоверный» применяются также к массовым событиям и отд. фактам. При рассмотрении массовых событий событие наз. достоверным, если известно, что оно не может не произойти. В теории вероятностей под Д. события понимают обычно тот крайний случай понятия вероятности, когда вероятность наступления нек-рого массового события равна единице (см. Вероятность). Достоверным фактом наз. факт, наличие к-рого (в прошлом или настоящем) установлено с очевидностью, исключающей всякое сомнение.

Б. Бирюков. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

dic.academic.ru

ДОСТОВЕРНОСТЬ это что такое ДОСТОВЕРНОСТЬ: определение — Философия.НЭС

ДОСТОВЕРНОСТЬ

термин, применяемый в филос. и логико-методологич. исследованиях в качестве характеристики знания как обоснованного, доказательного, бесспорного и как синоним истины. В естествознании достоверными нередко называют события, суждения о к-рых рассматриваются как эмпирически подтвержденные спец. экспериментами или, шире, — общественнопроизводств. практикой.

Оцените определение:

Источник: Советский философский словарь

ДОСТОВЕРНОСТЬ

убеждение, основанное на знании и исключающее всякое сомнение. Достоверность может быть субъективной (в вере), объективной (в науке), непосредственной (основанной на созерцании, собственном восприятии, собственном переживании — интуитивная достоверность) или опосредованной, исторической или логической (полученной посредством сообщения или посредством мышления).

Оцените определение:

Источник: Философский энциклопедический словарь

ДОСТОВЕРНОСТЬ

характеристика знания как обоснованного, доказательного, бесспорного; употребляется и как синоним истины. Различают Д. религ. (вера), науч., непосредственную (интуитивную) и опосредованную (логич.), основанную на авторитетном мнении или полученную путем рассуждений. В естествознании термин «Д.» применяют к событиям, суждения о к-рых рассматриваются как эмпирически подтвержденные спец. экспериментом. В.И.Полищук

Оцените определение:

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ДОСТОВЕРНОСТЬ

— обоснованность, доказательность, бесспорность знания. Достоверное суждение — такое суждение, в котором высказывается твердо обоснованное знание, напр.: «Луна — спутник Земли», «Вода кипит при 100 °С» и т. п. Достоверные суждения разделяются на два вида: ассерторические, констатирующие реальное положение дел, и аподиктические, утверждающие необходимую связь явлений. Д. суждений обеспечивается эмпирическим подтверждением, экспериментальными данными, общественной практикой.

Оцените определение:

terme.ru

достоверность — это… Что такое достоверность?

        ДОСТОВЕРНОСТЬ — обоснованность, доказательность, бесспорность тех или иных элементов научного и обыденного знания. Достоверное суждение — такое суждение, в котором выражается прочно обоснованное знание; напр.: «Луна — спутник Земли», «Вода кипит при 100 градусах С» и т.п. Достоверные суждения разделяются на два вида: ассерторические, констатирующие некоторое реальное положение дел, и аподиктические, утверждающие необходимую связь явлений. Д. суждений и теорий обеспечивается эмпирическим подтверждением, экспериментальными данными, общественной практикой.

        До середины 20 в. считалось, что наука или повседневный опыт способны давать абсолютно достоверные суждения. Напр., марксистская философия утверждала, что существуют так называемые абсолютные истины — положения, которые никогда не будут опровергнуты, изменены и вечно будут оставаться в сокровищнице человеческого знания. Представители логического позитивизма полагали, что протокольные предложения, выражающие чувственный опыт субъекта, абсолютно достоверны и не допускают никаких сомнений. Во второй половине 20 в. было осознано, что абсолютная Д. недостижима, что все наши утверждения и теории лишь относительно достоверны и со временем будут изменены или отброшены.

        АЛ. Никифоров

        Д. — понятие, характеризующее знание как твердо установленное, исключающее сомнение. В субъективном плане Д. является формой осознания истины человеком.

        В истории эпистемологических учений доминировали два основных понимания Д: как несомненность тех или иных содержаний сознания и как свойство логически обоснованной истины. Первое связано с представлением об истине как о «разумном свете», в котором не подлежащее сомнению знание достигается не посредством выводов и доказательств, а в прямой интуиции. Второе — с идеей особой Д. дедуктивных теорий, образцом которых в течение веков были теории математики.

        Классическая философия решала проблему Д. в духе эпистемологического фундаментализма — поиска безусловно достоверных источников и оснований знания. Согласно Декарту, объединившему указанные понимания Д., ее обеспечивают два действия разума: интуиция и дедукция. Первая есть «понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчетливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим». Распространение Д. достигается благодаря дедукции, «посредством которой мы познаем все, что необходимо выводится из чего-либо достоверно известного». В эмпиризме Д. приписывалась так или иначе понимаемым непосредственным «чувственным данным». Ф. Бэкон видел достоверный фундамент знания в чувственном ядре опыта, очищенном от антропоморфных, языковых и догматических искажений. По Юму, достоверно только знание о единичных фактах, а также математика, поскольку она имеет аналитический характер.

        В эпистемологии 20 в. изощренные поиски достоверных уровней знания были предприняты в неопозитивизме и в феноменологии. В первом безусловная Д. отводилась данным «чистого опыта», выраженным в языке наблюдения. В феноменологии Гуссерля восстанавливается картезианский мотив возврата к изначальным структурам сознания, раскрывающимся в интуиции с очевидностью и непосредственной Д. Обе эти фундаменталистские программы потерпели крах, и поиски абсолютных «точек опоры» знания рассматриваются ныне как нереализуемые. Так, по мнению К. Поппера, всякое знание условно и гипотетично; не существует каких-либо начал и источников знания, отличающихся безусловной Д. Реально познание исходит из разнообразных, порой достаточно шатких, оснований (метафизических идей, суждений здравого смысла и т.п.), но степень Д. знания повышается в процессе его непрерывной рациональной критики.

        В современной герменевтике отрицается непосредственная Д. внутреннего опыта и доказывается, что в самопонимании, как и в понимании вообще, неизбежно присутствуют неосознаваемые предпосылки и предрассудки. В работе Л. Витгенштейна «О достоверности» проводится мысль о том, что основания знания уходят корнями в невербальный практический опыт, а свою Д. знание приобретает вследствие включенности в сеть взаимосвязанных и поддерживающих друг друга очевидностей.

        Таким образом, для современной эпистемологии характерно осознание пределов обоснованности, «фундированности» любой Д. и понимание того, что границы между мнением, верой, предположением и знанием относительны и подвижны.

        В.П. Филатов

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.

epistemology_of_science.academic.ru

достоверность — это… Что такое достоверность?

  • достоверность — достоверность …   Орфографический словарь-справочник

  • ДОСТОВЕРНОСТЬ — обоснованность, доказательность, бесспорность знания. Достоверное суждение такое суждение, в котором выражается прочно обоснованное знание, напр.: «Луна спутник Земли», «Вода кипит при 100°С» и т.п. Достоверные суждения разделяются на два вида:… …   Философская энциклопедия

  • достоверность — аутентичность, уверенность, достоверное событие, истинность, надёжность, подлинность; доподлинность, валидность, прочность, надежность, истина, верность, справедливость, авторитетность, фактичность, точность. Ant. недостоверность, неуверенность,… …   Словарь синонимов

  • ДОСТОВЕРНОСТЬ — В своем последнем трактате 0 достоверности (1951) Людвиг Витгенштейн пишет: Что бы значило сомневаться, что у меня две руки? Почему я не могу этого даже вообразить? Во что бы я верил, если бы не верил в это? У меня ведь еще нет системы, в которой …   Энциклопедия культурологии

  • ДОСТОВЕРНОСТЬ — ДОСТОВЕРНОСТЬ, достоверности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к достоверный. Проверить достоверность полученных сведений. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • достоверность — Одна из характеристик психодиагностических методик и тестов. Понятие достоверности близки к понятию валидности, но не вполне тождественно ему. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. Достоверность …   Большая психологическая энциклопедия

  • достоверность — В свойстве достоверности выделяют безошибочность данных и их истинность. Случайные ошибки в данных обусловлены, как правило, ненамеренными искажениями содержания сведений человеком, сбоями технических средств и ошибками программ ЭВМ. При анализе… …   Справочник технического переводчика

  • ДОСТОВЕРНОСТЬ — форма существования истины, обоснованной каким либо способом (напр., экспериментом, логическим доказательством) …   Большой Энциклопедический словарь

  • достоверность — ДОСТОВЕРНЫЙ, ая, ое; рен, рна. Верный (в 1 знач.), не вызывающий сомнений. Достоверные сведения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ДОСТОВЕРНОСТЬ — англ. credibility; нем. Zuverlassigkeit/Validitat. 1. Обоснованность, доказательность, бесспорность, истинность знания. 2. Надежность, объективность инструмента исследования, не допускающая двусмысленности, гарантирующая возможность получения… …   Энциклопедия социологии

  • достоверность —         ДОСТОВЕРНОСТЬ обоснованность, доказательность, бесспорность тех или иных элементов научного и обыденного знания. Достоверное суждение такое суждение, в котором выражается прочно обоснованное знание; напр.: «Луна спутник Земли», «Вода… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • normative_reference_dictionary.academic.ru

    Достоверность — это… Что такое Достоверность?

    
    Достоверность
            термин, применяемый в теории вероятностей, логике, гносеологии и праве (теория судебных доказательств). Чаще всего в философских и логико-методологических исследованиях употребляется в качестве характеристики знания как обоснованного, доказательного, бесспорного и как синоним истины (См. Истина). В экспериментальном естествознании достоверными нередко называют события, суждения о которых рассматриваются как эмпирически подтверждённые специальными экспериментами или, шире, — общественно-производственной практикой.          Несколько особый смысл этот термин приобретает в вероятностей теории (См. Вероятностей теория). В так называемой субъективной, или персональной, вероятности Д. чаще всего трактуется как понятие, отражающее уверенность субъекта в правильности своей оценки вероятности наступления того или иного события. С этой точки зрения Д. также выражает степень осведомлённости данного лица об условиях и факторах, содействующих или противодействующих наступлению событий. В этом смысле, за исключением предельно идеализированных и упрощённых случаев, Д. включает в себя значительный элемент неопределённости, поскольку исчерпывающая осведомлённость о подобных условиях и факторах практически неосуществима.

             А. И. Ракитов.

    Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

    Синонимы:

    Антонимы:

    • Достаточные условия
    • Достоевский Михаил Михайлович

    Смотреть что такое «Достоверность» в других словарях:

    • достоверность — достоверность …   Орфографический словарь-справочник

    • ДОСТОВЕРНОСТЬ — обоснованность, доказательность, бесспорность знания. Достоверное суждение такое суждение, в котором выражается прочно обоснованное знание, напр.: «Луна спутник Земли», «Вода кипит при 100°С» и т.п. Достоверные суждения разделяются на два вида:… …   Философская энциклопедия

    • достоверность — аутентичность, уверенность, достоверное событие, истинность, надёжность, подлинность; доподлинность, валидность, прочность, надежность, истина, верность, справедливость, авторитетность, фактичность, точность. Ant. недостоверность, неуверенность,… …   Словарь синонимов

    • ДОСТОВЕРНОСТЬ — В своем последнем трактате 0 достоверности (1951) Людвиг Витгенштейн пишет: Что бы значило сомневаться, что у меня две руки? Почему я не могу этого даже вообразить? Во что бы я верил, если бы не верил в это? У меня ведь еще нет системы, в которой …   Энциклопедия культурологии

    • ДОСТОВЕРНОСТЬ — ДОСТОВЕРНОСТЬ, достоверности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к достоверный. Проверить достоверность полученных сведений. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

    • достоверность — Одна из характеристик психодиагностических методик и тестов. Понятие достоверности близки к понятию валидности, но не вполне тождественно ему. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. Достоверность …   Большая психологическая энциклопедия

    • достоверность — В свойстве достоверности выделяют безошибочность данных и их истинность. Случайные ошибки в данных обусловлены, как правило, ненамеренными искажениями содержания сведений человеком, сбоями технических средств и ошибками программ ЭВМ. При анализе… …   Справочник технического переводчика

    • ДОСТОВЕРНОСТЬ — форма существования истины, обоснованной каким либо способом (напр., экспериментом, логическим доказательством) …   Большой Энциклопедический словарь

    • достоверность — ДОСТОВЕРНЫЙ, ая, ое; рен, рна. Верный (в 1 знач.), не вызывающий сомнений. Достоверные сведения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

    • ДОСТОВЕРНОСТЬ — англ. credibility; нем. Zuverlassigkeit/Validitat. 1. Обоснованность, доказательность, бесспорность, истинность знания. 2. Надежность, объективность инструмента исследования, не допускающая двусмысленности, гарантирующая возможность получения… …   Энциклопедия социологии

    • достоверность —         ДОСТОВЕРНОСТЬ обоснованность, доказательность, бесспорность тех или иных элементов научного и обыденного знания. Достоверное суждение такое суждение, в котором выражается прочно обоснованное знание; напр.: «Луна спутник Земли», «Вода… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки


    dic.academic.ru

    ДОСТОВЕРНОСТЬ — это… Что такое ДОСТОВЕРНОСТЬ?

    
    ДОСТОВЕРНОСТЬ
    ДОСТОВЕРНОСТЬ
    В своем последнем трактате «0 достоверности» (1951) Людвиг Витгенштейн пишет: «Что бы значило сомневаться, что у меня две руки? Почему я не могу этого даже вообразить? Во что бы я верил, если бы не верил в это? У меня ведь еще нет системы, в которой могло бы зародиться подобное сомнение». В том же трактате он пишет, что сомнение и вера образуют своеобразную систему нашего знания. Что есть вещи, которые несомненны, и что, отталкиваясь от них, мы можем сомневаться в чемто другом, что и составляет процесс познания. Для того чтобы двери могли двигаться, петли должны оставаться неподвижными. Так он подытожил свой вывод. «Что бы значило сомневаться, что у меня две руки? (Витгенштейн здесь цитирует знаменитый доклад своего друга, философа Джорджа Эдварда Мура «Доказательство существования внешнего мира») (см. СУЩЕСТВОВАНИЕ)). Но предположим, что когда-то достаточно давно я попал в аварию, потерял сознание и мне ампутировали левую руку, но сделали такой искусный протез, что он сходил за настоящую руку. Чтобы меня не травмировать, мне решили не говорить, что у меня искусственная рука. И вот однажды я прихожу к приятелю, знавшему меня давно и бывшему в курсе этой истории, и говорю: «Это верно так же, как то, что у меня две руки». На что он отвечает: «Нет, к сожалению, ты ошибаешься, твоя левая рука — искусно сделанный протез». И рассказывает мне эту историю. Нужды нет, что мой контрпример похож на сюжет фильма «Бриллиантовая рука». Мне кажется, что не учитывать эстетический опыт в эпоху позднего постмодервизма невозможно. Недаром философия вымысла (см. ФИЛОСОФИЯ ВЫМЫСЛА) возникла лишь в 1970-е гг. Защищая достоверность, Витгенштейн защищал позитивное знание конца ХIХ в., которому он всегда парадоксально оставался верен. Защищая недостоверность, я отстаиваю фундаментальность эпистемологии второй половины ХХ в. Представление о том, что реальный мир — это лишь один из возможных (см. СЕМАНТИКА ВОЗМОЖНЫХ МИРОВ). Если бы в приемной психоаналитика пациент сказал бы ему, что он уверен, что у него две руки, аналитик построил бы на этом целую теорию невроза. Витгенштейн, говоря о своей уверенности в том, что он знает, что у него две руки, забывает свой же тезис, что значение меняется при переходе в другой контекст. «Ну а, допустим, я говорю, — пишет Витгенштейн, — указывая на определенный объект: «Моя ошибка тут исключена — это книга». Что представляла бы собой ошибка на самом деле? И есть ли у меня представление об этом?» Допустим, на столе лежит коробка для сигар, сделанная, как книга. Ошибиться легко. Пример симуляции с книгой приводил Гилберт Честертон в рассказе «Проклятая книга». В этом рассказе к одному профессору, увлежающемуся магией, приходит некий шарлатан, заявляющий, что принес волшебную книгу, раскрыв которую каждый исчезает. Книгу он оставил в приемной у секретаря. С волнением входят в приемную. Ни книги, ни секретаря нет. Загадку шарлатана рассказывает, как всегда, отец Браун. Никакой книги не было. И шарлатана не было. Просто секретарь профессора, которого тот оскорбительно до сих пор не замечал, решил сыграть с ним шутку. Мы живем в эпоху тотальной недостоверности: политика с дутыми фразами; газеты, которые врут и не краснеют; наука, которая делает открытия, которые уже никому не нужны; войны, которые начинаются и заканчиваются Бог знает почему. Осознание недостоверности есть наиболее краткий путь к достоверности.

    Словарь культуры XX века. В.П.Руднёв.

    .

    Синонимы:

    Антонимы:

    • ДОЛЬНИК
    • ЗАМОК

    Смотреть что такое «ДОСТОВЕРНОСТЬ» в других словарях:

    • достоверность — достоверность …   Орфографический словарь-справочник

    • ДОСТОВЕРНОСТЬ — обоснованность, доказательность, бесспорность знания. Достоверное суждение такое суждение, в котором выражается прочно обоснованное знание, напр.: «Луна спутник Земли», «Вода кипит при 100°С» и т.п. Достоверные суждения разделяются на два вида:… …   Философская энциклопедия

    • достоверность — аутентичность, уверенность, достоверное событие, истинность, надёжность, подлинность; доподлинность, валидность, прочность, надежность, истина, верность, справедливость, авторитетность, фактичность, точность. Ant. недостоверность, неуверенность,… …   Словарь синонимов

    • ДОСТОВЕРНОСТЬ — ДОСТОВЕРНОСТЬ, достоверности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к достоверный. Проверить достоверность полученных сведений. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

    • достоверность — Одна из характеристик психодиагностических методик и тестов. Понятие достоверности близки к понятию валидности, но не вполне тождественно ему. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. Достоверность …   Большая психологическая энциклопедия

    • достоверность — В свойстве достоверности выделяют безошибочность данных и их истинность. Случайные ошибки в данных обусловлены, как правило, ненамеренными искажениями содержания сведений человеком, сбоями технических средств и ошибками программ ЭВМ. При анализе… …   Справочник технического переводчика

    • ДОСТОВЕРНОСТЬ — форма существования истины, обоснованной каким либо способом (напр., экспериментом, логическим доказательством) …   Большой Энциклопедический словарь

    • достоверность — ДОСТОВЕРНЫЙ, ая, ое; рен, рна. Верный (в 1 знач.), не вызывающий сомнений. Достоверные сведения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

    • ДОСТОВЕРНОСТЬ — англ. credibility; нем. Zuverlassigkeit/Validitat. 1. Обоснованность, доказательность, бесспорность, истинность знания. 2. Надежность, объективность инструмента исследования, не допускающая двусмысленности, гарантирующая возможность получения… …   Энциклопедия социологии

    • достоверность —         ДОСТОВЕРНОСТЬ обоснованность, доказательность, бесспорность тех или иных элементов научного и обыденного знания. Достоверное суждение такое суждение, в котором выражается прочно обоснованное знание; напр.: «Луна спутник Земли», «Вода… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки


    dic.academic.ru

    Достоверность — это… Что такое Достоверность?

    Достоверность — несомненная верность приводимых сведений для воспринимающего их человека. Таким образом, достоверность — не то же самое, что истинность. Сведения могут являться достоверными или недостоверными для того, кто их воспринимает, а не вообще. Достоверность — субъективна, истина — объективна.

    Сведения принимаются достоверными, если проверка на опыте показала, что они в удовлетворительной мере приближены к действительности. Мы говорим, что информация «достоверна», если мы с высокой степенью (удовлетворяющей нашим требованиям) уверенности имеем возможность опираться на её без дополнительной проверки. Мера приближения сведений к действительности может характеризоваться, например, точностью или вероятностью правильного определения того или иного свойства исследуемого объекта (классификации, идентификации, места нахождения, времени появления, состояния, активности, и др.). При этом достоверность определяется как самой мерой соответствия сведений действительности, так и субъективными требованиями к этой мере. Таким образом, повышения достоверности получаемых сведений можно добиться как повышением точности определения исследуемого свойства объекта (например, в технике) или увеличением числа независимых источников информации (например, в аналитике, следственной практике), так и снижением требований к точности определения этого свойства (например, ввиду его субъективной важности). Достоверная информация воспринимается субъектом как истина, а недостоверная — как ложь.

    Для принятия решений по ней также необходимы такие качества информации, как полнота, актуальность, ценность и др. Если информация неполна, недостоверна, противоречива или неактуальна, принимать решения по ней затруднительно. Тогда для определённости выполняются работы по увеличению достоверности, полноты и ценности информации — или попытки принять решения в условиях неопределённости. Во многих областях деятельности[каких?] добиться полноты и достоверности информации невозможно[почему?].[источник не указан 929 дней]

    dic.academic.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *